...:::[Новости]:::[О мотоцикле]:::[Фото]:::[Клуб]:::[Статьи]:::[FAQ]:::[Форум]:::[Цены]:::[Ссылки]:::...



  ::: Статьи ::: Мото-цепи: смазка без компромиссов..

Мото-цепи: смазка без компромиссов.



... Старинные рецепты, дедовские методы. В них - история техники, изобретения и находки.
К сожалению, многие технические решения оказываются забытыми, утерянными. Смазка цепей мотоциклов - вот пример.
Во многих книжках и пособиях по эксплуатации мототехники
невнятно говорится то о "расплавленной смазке", то о "проварке", но нигде пожалуй не показан сам настоящий, "дедовский", инженерно грамотный принцип смазки.


Мотоциклетные приводные втулочно-роликовые цепи - от применяемых на отечественной мототехнике ПР-12,7-1820-2, ПР-15,875-2300-1 до цепей с уплотнениями типа "O"- , "X"- и "Z"- "ring" на импортных мотоциклах - знакомы, пожалуй, всем. Эти элементы трансмиссии работают в условиях больших нагрузок и должны быть хорошо смазаны. Вы сможете сделать это правильно и технически грамотно, если ознакомитесь с некоторыми полезными приемами и методами.

Предметом рассмотрения в этой статье будут обычные, безсальниковые цепи.

Известно, что при должном уходе, регулярной очистке и смазке, эти цепи служат долго. А такие параметры, как разрушающая нагрузка (прочность на разрыв), лишь немного хуже, чем у импортных цепей с уплотнениями.

Однако смазка такой цепи - задача непростая. Несмотря на то, что в технической литературе и руководствах многократно описывались различные методики смазки, некоторые важные моменты оставались "за кадром". Эта статья - попытка дать полное описание технологии смазки.

(Выбор типа смазки - тема для отдельной статьи. Здесь же мы ограничимся использованием смазок, предназначенных для широкого применения, таких, как Литол-24, Солидол Ж, графитная на основе солидола, и т.п., с дисульфидом молибдена и прочими дисперсными твердыми присадками.)

Неискушенному мото-механику трудно даже представить себе, как вообще можно "набить" густой вязкой массой тонкие зазоры во втулках и роликах цепи. Какие только приемы не обсуждались мотообщественностью - смазку пытались плавить нагреванием, разжижать бензином и растворителями, даже выжигать до образования углеродно-графитных частиц. Тщетно. Совет многих книжек: "разогреть смазку и пропитать в ней цепь" оставался нереализуемыми. Не достигалось сколько-нибудь приемлемой по качеству и полноте пропитки. К тому же, не будем забывать, производители стараются сделать смазки стойкими к нагреву и разжижению, тем самым с успехом противостоя попыткам привести продукт в текучее состояние.

Что мешает?

Чтобы найти решение проблемы смазки, нам придется сначала выяснить причину, по которой смазка не проникает в зазоры. Далеко искать не надо, ответ лежит на поверхности. Наш вредитель - вездесущий воздух. В пустотах и промежутках, в зазорах и извилистых полостях при попытке внедрения смазки остаются воздушные мешки, пузырьки воздуха. В густой вязкой массе эти пузырьки не могут "всплыть" наружу и остаются внутри сочленений цепи.

Вот и способ решения проблемы: удалить воздух. Но как добиться этого? Поместить цепь в безвоздушное пространство? Использовать вакуумные насос и камеру? - Что ж, можно так и поступить. Уложить цепь в герметичную емкость, откачать воздух, и впустить в камеру смазку. Правда, способ этот технически сложен и не лишен серьезных недостатков. Обсуждать его не будем.

Вакуум без насоса.

Техническая смекалка подсказывает другой путь, известный уже много десятков лет. Именно он лежит в основе тех самых книжных рекомендаций.

Цепь следует погрузить в легкокипящую жидкость (нефрас, ацетон, и т.п.) и, не давая жидкости вытечь из зазоров, перенести цепь в наполненную смазкой емкость.
(На рисунке 1 показано звено цепи, погруженное в смазку. Зазоры и щели заполнены нефрасом, воздух полностью вытеснен.)

Затем емкость необходимо нагреть, например, на "водяной бане". Промывочная жидкость, имеющая невысокую температуру кипения, быстро превратится в пар и поднимется на поверхность в виде пузырьков. (Эта фаза показана на рис. 2.) В зазорах звеньев цепи жидкости не останется, все полости будут заполнены горячими парами.

При остывании пар снова превратится в жидкость, но теперь ее количество будет ничтожно - ведь практически весь пар поднялся в виде пузырьков на поверхность и улетучился.

Наблюдается коллапс (схлопывание) остывающих паровых пузырьков в зазорах. При этом образуется ваккум, и под действием атмосферного давления теплая густая смазка внедряется во все зазоры, щели и полости звеньев цепи. (Рис. 3.)

Не только цепи.



На фото показаны некоторые детали и предметы, которые также могут быть смазаны по описанному методу парожидкостного вакууммирования. Это подшипники, тросы в оболочке и без нее, даже целые узлы и механизмы без их предварительной разборки.

Воздух: тайные деяния (небольшое отступление).

Предположим, что внутри некоего механического узла находится достаточное количество смазки, и наряду с этим - оставлены воздушные промежутки и полости. Такое бывает сплошь и рядом, из-за небрежности в набивке смазки, а также из-за конструкторской непредусмотрительности. В некоторых местах остаются воздушные мешки даже при набивке пресс-масленкой через специальный штуцер.

Казалось бы, ничего страшного - имеющегося количества смазки предостаточно для расчетных режимов работы механизма. Но не следует забывать о...

... О перепадах температур окружающей среды. На транспорте эти перепады весьма велики. И на наземном, и тем более на воздушном транспорте температуры могут меняться на десятки градусов. Мотоцикл, даже не эксплуатируемый в зимнее время, может при хранении и стоянке подвергаться значительным колебаниям температуры.

Воздушные пробки при этом, согласно природе вещей и физическим газовым законам, расширяются и сжимаются в зависимости от температуры. Как следствие, смазка в условиях тепла вытесняется наружу, загрязняя части механизма (и даже нарушая их работу - фрикционы и тормоза тому пример). А при понижении температуры на место выдавленной смазки поступает окружающий холодный воздух, нередко с избытком влаги, да и просто с водой и грязью.

(Опытные механики, да и просто владельцы вело- мото- и прочей техники легко вспомнят следы грязи и ржавчину в поработавших ступицах и втулках колес, в подшипниках - даже при наличии в них смазки. Преодоление речного брода в жаркий летний день - хороший пример для демонстрации "всасывания" воды при остывании. Да еще предварительный нагрев ступиц может быть усугублен торможением при спуске к воде... )

Итак, тщательное заполнение смазкой рассчитанных на это узлов и механизмов, полное удаление из них остатков воздуха - важное условие для нормальной работы, сохранности и долговечности техники.

Практика после теории.



Рассмотрим в качестве примера смазку втулочно-роликовой цепи. Перечислим, что нам для этого понадобится.


- Консистентная смазка общего назначения Литол-24 (400 гр.).
- Нефрас С2-80/120 или аналогичный (0,5 л).
- Кисть малярная 1" ( 2 шт.)
- Шпатель 65 мм.
- Емкость металлическая, не менее 200 мм в диаметре, 40 мм высоты, с крышкой.
- Емкость для водяной бани, с крышкой.
- Перчатки тканевые.
- Перчатки пластиковые.
- Ветошь обтирочная или бязь.
- Стол рабочий.
- Нагревательная электроплитка с закрытой спиралью.
- Емкость для отходов обтирочных материалов.
- Емкость для отработанных жидкостей и ГСМ.

!!! Проводимые работы огнеопасны! Выполняйте их в проветриваемом помещении, без открытого огня, с соблюдением всех правил техники безопасности.

Подготовка.



Цепь следует промыть нефрасом, поместив ее (самое простое) в пластиковую бутылку. С помощью кисти очистить от твердых частиц грязи и старой смазки. Повторить промывку и очистку два- три раза.

В металлическую емкость, налив предварительно 1-3 мм нефраса, с помощью шпателя укладывается смазка. Укладывается тщательно, так, чтобы не оставалось воздушных пузырей. Поверхность выглаживается шпателем, при этом сверху наливается немного нефраса для облегчения работы.

Сверху доливается нефрас так, чтобы толщина жидкого, легкотекучего слоя составила не менее 2/3 ширины цепи ( около 15 мм).

Укладка цепи.














Цепь медленно опускается в образовавшуюся ванну, после чего утапливается в слое смазки до самого дна. Сверху смазка разравнивается шпателем.

Итак, цепь "похоронена" под слоем смазки, а пустоты между звеньями и внутри них заполнены легкой жидкостью - нефрасом.

Излишек жидкости можно удалить, например, используя капиллярный эффект.

Шпателем еще раз уплотняется и выравнивается слой смазки, литол должен проникнуть как можно полнее между роликов цепи.

Над разглаженной шпателем поверхностью основной смазки должен остаться слой диспергированной смазки, достаточно густой и в тоже время текучей. Если толщина слоя менее 3 мм - приготовьте порцию смеси из 80% Литол-24 и 20% нефраса, тщательно перемешайте ее и добавьте в емкость.

(Слой разжиженной, диспергированной смазки образует "жидкостный затвор").

Нагрев.

Емкость с уложенной цепью, заполненная смазкой с жидкостным затвором, помещается в посуду большего размера. Все сооружение помещается на нагревательную электроплитку, доливается вода, и производится нагрев на водяной бане.

По мере подъема температуры начинается кипение нефраса, оставшегося под слоем густой смазки. Пузырьки пара поднимаются к поверхности и выходят наружу, оставляя за собой каверны - разрывы и прорехи на поверхности слоя смазки. Чтобы в открывшиеся пустоты не попадал воздух, пригодится заранее устроенный нами жидкостный затвор. Слой эмульсии нефраса и литола затапливает каверны, а по мере прогрева и испарения нефраса на месте пустот остается достаточное количество литола.

Периодически следут проверять ход процесса, выравнивать шпателем изъязвленную поверхность смазки, доливать выкипающую воду. Емкость с цепью полезно прикрыть сверху крышкой.

(В некоторых случаях для достижения полного выпаривания растворителя может потребоваться более высокая температура. При необходимости можно перейти к непосредственному нагреву емкости. Как правило, разогрева до 120 градусов достаточно для удаления остатков нефраса.)

Процесс закончен, когда выделение пузырей прекратилось, нефрас весь выпарился, а слой смазки, выглаженный шпателем, просел и загустел. Цепь должна оставаться полностью утопленной.

Остается лишь прекратить нагрев, дать цепи остыть и пропитаться смазкой в течении нескольких часов (время зависит от вязкости смазки и степени износа цепи - в новой зазоры малы, и внедрение смазки затруднено).

Цепь извлекается, излишки смазки снимаются кистью. Обработанную цепь можно поместить в пластиковую бутылку, так ее удобнее хранить и транспортировать. Полезно снабдить емкость этикеткой с данными о параметрах и состоянии цепи.

(!) Остатки литола пригодны для дальнейшего применения.

!!! Использованную ветошь, отходы смазочных материалов, промывочных жидкостей и растворителей необходимо утилизировать в отведенных для этого местах. Как правило, в гаражных кооперативах, на автостоянках, в ремонтных мастерских такие места предусмотрены и установлен определенный порядок утилизации отходов.

Заключение.

Способы пропитки методом парожидкостного вакууммирования эффективны и не требуют дорогостоящего сложного оборудования. Вдумчивый, технически грамотный подход к делу обеспечит вам превосходный результат: высокое качество работ, долговечность и надежность техники, и, как следствие, по меньшей мере, моральное удовлетворение.

Успехов!

Автор : Лашманов А.Е. ( alash ), предложено в 2005г. для "Мото".

...::: К оглавлению статей :::...


...::: К оглавлению статей :::...